Происхождение человека является сложным и интересным вопросом, который исследуется наукообразными дисциплинами - антропологией, археологией, генетикой, палеонтологией и другими.
Научно-обоснованная теория эволюции гласит, что человечество произошло от общего предка с приматами, вероятно, примерно 6-7 миллионов лет назад. Наиболее ранние представители рода Homo - Homo habilis и Homo erectus - появились примерно 2-3 миллиона лет назад. Они были прямыми предками Homo sapiens, нашего современного вида.
На основе археологических и палеонтологических данных можно сделать вывод, что человек прошел длительный процесс эволюции, включающий развитие костно-мышечной системы, мозга, общественности и культуры. Процесс эволюции происходил на протяжении миллионов лет и включал в себя адаптацию к изменяющейся среде, развитие инструментов, использование огня, формирование самобытной культуры и языка.
Современная генетика позволяет также изучать происхождение и миграции различных популяций на протяжении времени. Генетические исследования показывают, что Homo sapiens произошел из африканской популяции, а затем распространился по всему миру. Археологические находки свидетельствуют о ранних миграциях на разные континенты, формировании различных культурных и этнических групп.
Человек является биосоциальным существом, то есть его функционирование и развитие зависят как от биологических, так и от социальных факторов.
С биологической точки зрения, человек имеет физическую структуру, которая включает в себя органы, системы и процессы, обеспечивающие его жизнедеятельность. Мыслительные способности, поведение, эмоции и другие аспекты психики также имеют свою биологическую основу, которая определяется генетическими и нейрофизиологическими механизмами.
Однако человек также является социальным существом, взаимодействующим с другими людьми и окружающей средой. Социальные факторы, такие как культура, образование, семья, религия и экономика, оказывают огромное влияние на его развитие и поведение. Человеку необходимо социальное взаимодействие и принадлежность к сообществу для удовлетворения своих потребностей и достижения психологического благополучия.
Для характеристики человека ученые используют понятия "индивид", "индивидуальность", "личность".
Индивид – это один отдельный человек, рассматриваемый в отдельности от остальных.
Определение в учебниках издательства "Вентана-Граф":
Индивид - это человек как единичное природное существо , представитель вида Homo sapiens, продукт единства врождённого и приобретённого , носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).
Определение в учебниках "Просвещение" (авторы Котова и Лискова):
Индивид - единичный представитель человечества.
Индивидуальность – это набор уникальных качеств, присущих каждому индивиду. Она определяет его уникальность и различие от других людей. Индивидуальность образуется под влиянием генетических факторов, образования, среды обитания и других факторов.
Личность – это более сложное и глубокое понятие, которое включает в себя индивидуальность, а также социальный опыт и самосознание. Личность формируется под влиянием взаимодействия с другими людьми и обществом, а также различных социальных ролей, которые человек играет в своей жизни.
Определение в учебниках издательства "Вентана-Граф":
Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это системное качеств о человека, определяемое его включённостью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Боголюбов):
Личность - человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Котова и Лискова):
Личность - совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Примеры заданий ЕГЭ
1. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они,
за исключением двух, имеют социальную природу.
1) отзывчивость; 2) трудолюбие; 3) чувствительность к боли; 4) тип темперамента; 5) ответственность; 6) благожелательность.
Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человека от других живых существ отличает способность к деятельности.
2) Способности человека развиваются на основе задатков, данных ему от природы.
3) Личность формируется до трёхлетнего возраста, все последующие этапы социализации не оказывают заметного влияния на развитие личности.
4) Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, в достижении гармонии и красоты, в религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3. Валерии 24 года. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Валерии – 164 см.
2) У Валерии, как и у её мамы, абсолютный музыкальный слух.
3) У Валерии от природы светлые волосы и голубые глаза.
4) Валерия – ответственный работник.
5) Валерия интересуется живописью.
6) Валерия любит водить автомобиль.
4. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) наличие словесной речи
3) забота о потомстве
4) осознанная постановка цели
5) стремление понять закономерности развития природы и общества
6) использование природных материалов
5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5) Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другими людьми.
6. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живет.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.
Ответы: 1. 34; 2. 124; 3. 456; 4. 136; 5. 1235; 6. 13
План «Биосоциальное в человеке» (ЕГЭ-2022)
возможны другие варианты формулировки темы:
«Биосоциальная сущность человека» (ЕГЭ-2015)
«Биологическое и социальное в человеке» (ЕГЭ-2011)
1) Понятие "биосоциальное".
2) Основные отличия человека от животного:
а) мышление;
б) членораздельная речь;
в) способность преобразовывать окружающий мир;
г) целенаправленная и осознанная деятельность.
3) Некоторые проявления биологического в человеке:
а) анатомия и физиология;
б) биологические (естественные) потребности;
в) инстинкты.
4) Некоторые проявления социального в человеке:
а) членораздельная речь;
б) мышление и накопление знаний;
в) социальные и духовные потребности.
5) Процесс социализации как основа формирования личности.
Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.