Наука - это систематическое исследование, анализ и организация знаний о природе, обществе и человеке. Она стремится к пониманию закономерностей и объяснению явлений, основываясь на фактах, доказательствах и логических рассуждениях. Наука является объективным и непрерывным процессом, который направлен на расширение наших знаний и понимания мира.
Как социальный институт, наука играет важную роль в обществе. Она имеет свою структуру, организацию, нормы и ценности. Научные учреждения, университеты, исследовательские центры и научные сообщества составляют фундаментальные элементы научного института. Они создают условия для развития и проведения исследований, обучения будущих ученых и обмена знаниями.
Значение науки для жизни общества трудно переоценить. Наука является двигателем прогресса и развития. Она создает новые технологии и инновации, улучшает качество жизни, предоставляет ответы на сложные проблемы и вызовы. Научные исследования помогают развивать медицину, разрабатывать новые лекарства и методы лечения, прогнозировать погоду, освоить космос, создавать новые материалы и технологии, изучать наследственность и многое другое.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Боголюбов):
Наука - особая система знаний и способы добывания таких знаний.
Наука - творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Котова и Лискова):
Наука - форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
Эмпирический уровень научного познания основан на наблюдении, экспериментах, измерениях и описании фактов. На этом уровне исследователи собирают данные и фактическую информацию, наблюдают явления в природе или в лаборатории, проводят эксперименты, измеряют параметры и записывают полученные результаты. Описание полученного материала и фактов является одним из важных аспектов эмпирического исследования.
Наблюдение – это сознательное восприятие и фиксирование фактов, явлений или объектов окружающего мира. Наблюдение может проводиться непосредственно (непосредственная обсервация) или с помощью различных инструментов и приборов.
Эксперимент – это контролируемое исследование, в котором воздействуют на изучаемый объект или систему с целью получения новых данных или проверки гипотез. Эксперимент позволяет исследователю устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности и определять влияние различных факторов на исследуемый объект.
Измерение – это процесс определения количественных значений свойств или параметров объектов или явлений с использованием измерительных приборов или методов. Измерение позволяет исследователю получить количественные данные, которые могут быть использованы для анализа, сравнения и проверки гипотез.
Описание – это процесс записи и систематизации фактов, данных и результатов исследования. Описание может быть качественным или количественным и осуществляется с использованием определенных терминов, понятий и стандартов. Описание помогает исследователю структурировать и проанализировать полученную информацию и делает ее доступной для других ученых и специалистов.
Теоретический уровень научного познания является основой для дальнейших исследований, разработки новых гипотез, проверки и расширения существующих теорий. Он представляет собой интеллектуальную составляющую научного процесса и позволяет научному сообществу получать более глубокое и комплексное понимание мира.
На данном уровне ученые выдвигают гипотезы, которые являются предположениями о возможных объяснениях явлений или фактов, которые наблюдаются в природе или в обществе. Гипотезы могут быть проверены путем сбора и анализа данных, проведения экспериментов или наблюдений.
При объяснении закономерностей и взаимосвязей учеными и исследователями разрабатываются теории, которые представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих принципов, гипотез и законов. Теории объясняют сложные явления и процессы, устанавливают закономерности и предсказывают возможные результаты.
Особенности науки (научного познания):
1) Объективность: наука стремится к получению объективной и независимой от субъективных предпочтений и мнений информации о мире. Научные исследования основаны на фактах и доказательствах, а не на предположениях или личных убеждениях.
2) Рациональность: научное познание основывается на логическом и аналитическом мышлении. Научные исследования используют систематический подход для формулирования гипотез, проведения экспериментов и вывода логически обоснованных результатов.
3) Проверяемость и воспроизводимость знания: научные выводы должны быть проверяемыми, то есть другими исследователями должна быть возможность повторить эксперименты или исследования для подтверждения результатов. Результаты, подтвержденные независимыми исследованиями, считаются надежными и достоверными.
4) Системность: научное знание строится на систематической организации фактов, теорий и законов. Наука развивается через постоянное расширение и пересмотр существующих знаний, внедрение новых открытий и формулирование универсальных законов.
5) Доказательность: научное знание должно быть основано на достоверных и конкретных доказательствах. Научные исследования используют методы и стандарты доказательности, такие как эмпирические данные, статистический анализ и эксперименты, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы и теории.
Виды наук:
1) Естественные науки: физика, химия, биология, геология, астрономия и др.
2) Социально-гуманитарные науки: социология, психология, антропология, политология, экономика, философия, история, лингвистика и др.
3) Технические и точные науки: математика, информатика, механика, электротехника, аэрокосмическое исследование, инженерия, физическая химия и др.
Функции науки:
1) Познавательно-объяснительная функция науки: связана с изучением природы и объяснением ее явлений.
Пример: научное исследование, например, анализ состава и структуры звезд для понимания процессов, происходящих в космосе.
2) Производственная функция науки: направлена на разработку новых технологий, материалов и процессов, которые улучшают производственные процессы и повышают эффективность работы предприятий.
Пример: разработка новых материалов для строительства, которые обладают большей прочностью и износостойкостью.
3) Прогностическая функция науки: предсказывает развитие событий и процессов в будущем.
Пример: исследование климатических изменений и создание моделей, которые помогают прогнозировать глобальное потепление и его последствия.
4) Культурно-мировоззренческая функция науки: формирует систему ценностей и мировоззрение общества, расширяет культурный кругозор.
Пример: исследование и сохранение культурного наследия, например, изучение и реставрация исторических артефактов.
5) Социально-преобразовательная функция науки: направлена на изменение общества и улучшение качества жизни людей.
Пример: разработка программ и политик, основанных на научных исследованиях, для решения социальных проблем, например, борьба с бедностью или улучшение системы образования.
Примеры заданий ЕГЭ
1. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) выдвижение и обоснование гипотез
Б) формулирование научных законов
В) экспериментальная проверка полученных данных
Г) сбор опытных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический
2. Учёные страны Z обобщили результаты исследования в области мотивации учебной деятельности учеников младших классов. Найдите в приведённом списке действия учёных, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование
2) выдвижение и обоснование гипотезы
3) формулирование концепции
4) наблюдение за поведением учеников
5) измерение уровня самооценки учеников
6) выявление закономерностей поведения учеников
Ответы: 1. 11222; 2. 236
План «Наука как форма (область) духовной культуры» (ЕГЭ-2018)
1) Понятие духовной культуры.
2) Основные формы духовной культуры:
а) наука;
б) искусство;
в) религия;
г) мораль.
3) Специфика науки:
а) особая система знаний;
б) особая система общественных организаций и учреждений;
в) особый вид деятельности – система научных исследований.
4) Основные виды наук:
а) естественные;
б) социально-гуманитарные;
в) технические.
5) Основные особенности научного познания:
а) стремление к получению истинных знаний;
б) доказанность;
в) объективность;
г) рациональность;
д) проверяемость.
6) Некоторые функции науки:
а) познавательно-объяснительная;
б) социально-преобразовательная;
в) мировоззренческая;
г) производственная.
Наличие 2, 3, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.