Образование - это процесс получения знаний, навыков и компетенций, который происходит в учебных заведениях или при самообразовании. Оно позволяет человеку расширять свои границы, развиваться умственно и эмоционально, а также улучшать свои шансы на успех в жизни.
Значение образования для личности:
1) Развитие мышления: образование помогает человеку научиться анализировать информацию, разбираться в сложных проблемах и принимать обоснованные решения.
2) Расширение кругозора: образование предоставляет возможность познакомиться с различными культурами, традициями и историей, что помогает формировать толерантное и открытое мировоззрение.
3) Развитие профессиональных возможностей: с получением образования человек приобретает специальные навыки и знания, которые помогают ему стать конкурентоспособным на рынке труда и реализоваться в выбранной сфере.
Значение образования для общества:
1) Развитие экономики: образованные люди могут внести больший вклад в экономику страны, увеличивая производительность и инновации.
2) Улучшение качества жизни: образование помогает людям стать осведомленными и ответственными гражданами, способными принимать информированные решения во всех сферах жизни.
3) Прогресс и развитие: образование является основой научных открытий и технологического прогресса, что способствует развитию общества в целом.
Определение в учебниках издательства "Вентана-Граф":
Образование - процесс и результат целенаправленного овладения социально значимым опытом человечества.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Боголюбов):
Образование - педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Котова и Лискова):
Образование - процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
Одной из тенденций развития образования является гуманизация. Гуманизация образования направлена на развитие гуманных и социальных навыков учащихся. Это включает в себя развитие эмоционального интеллекта, межличностных навыков, морального сознания и самосознания. В рамках гуманизации образования фокус смещается на развитие личности учащегося. Важно не только передать определенную информацию, но и помочь обучающемуся развить свои интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки.
Гуманизация образования – это продукт развития общества и стремление учесть разнообразие и индивидуальность каждого учащегося. Она направлена на создание условий для его гармоничного развития, удовлетворения его потребностей и приоритетов, а также на формирование толерантного и эмпатичного отношения к окружающим людям. Эта тенденция важна для создания человекоцентрического образования, способного подготовить молодых людей к успешной адаптации и преуспеванию в современном мире.
Гуманитаризация - еще одна важная тенденция в образовании. Она подразумевает усиление гуманитарного компонента образования, таких как изучение истории, искусства, культуры, литературы и других гуманитарных дисциплин. Это помогает развить у учащихся критическое мышление, творческие способности и способность анализировать и понимать социальные и гуманитарные проблемы.
Компьютеризация образования означает, что с развитием информационных технологий все больше образовательных учреждений внедряют компьютеры и интернет в учебный процесс. Использование компьютеров и онлайн-ресурсов позволяет учащимся получать образование в удобной для них форме, учиться самостоятельно и находить дополнительные образовательные материалы. Кроме того, компьютеризация позволяет использовать различные программы и технологии для повышения интерактивности и привлекательности образовательного процесса.
Интернационализация - это тенденция, которая становится все более актуальной в современном мире. Глобализация и развитие международных связей требуют учебных программ и методик, которые позволяют учащимся развивать межкультурные навыки и понимание, а также готовиться к работе в международной среде. Это включает в себя изучение иностранных языков, межкультурной коммуникации и образовательных программ с международным уклоном.
Демократизация образования означает, что все люди должны иметь равные возможности в получении образования независимо от пола, социального статуса, расовой или этнической принадлежности, финансового положения и других факторов. Цель демократизации образования - создание справедливых и доступных образовательных возможностей для всех.
Все перечисленные тенденции постоянно развиваются и взаимосвязаны между собой. Образовательная система должна стремиться к гармоничному сочетанию этих тенденций, чтобы обеспечить всестороннее и качественное образование для каждого учащегося.
Федеральный закон "Об образовании"
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Право на образование
1. В РФ гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые.
Структура системы образования
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Функции образования
Профессионально-экономическая функция
Учебные программы и специализированные курсы помогают обучающимся получить необходимые знания и навыки для определенной профессии. Например, в образовательных учреждениях предлагаются курсы по программированию, медицине, инженерии и т.д. Они помогают студентам в будущем найти работу и внести вклад в экономику.
Функция социализации
Школа и университеты предоставляют ученикам возможность взаимодействовать с другими людьми, общаться, сотрудничать и развивать навыки работы в коллективе. Здесь формируются социальные навыки и сети общения, которые помогут им в будущем ориентироваться в социальной сфере.
Воспитательная функция
Образовательные учреждения способствуют воспитанию у обучающихся правильных ценностей, этики и морали. Учебные программы включают предметы, посвященные гражданскому образованию, этике, истории, которые помогают ученикам развиваться как социально ответственные и толерантные личности.
Культурно-гуманистическая функция
Образование способствует расширению культурных горизонтов учеников, ознакомлению с различными формами искусства, литературой, философией и историей. Например, в университетах проводятся лекции по искусству, философии, литературе, которые помогают студентам развивать свое эстетическое восприятие и понимание культуры.
Мировоззренческая функция
Образование помогает ученикам развивать свою мировоззренческую позицию и критическое мышление. Учащиеся знакомятся с разными точками зрения, учатся анализировать информацию и выражать свои собственные мнения. Это помогает им формировать свою собственную философию и взгляды на жизнь.
Примеры заданий ЕГЭ
1. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
А) интеграция образовательных систем разных стран
Б) внимание к личности обучающегося
В) увеличение значения общественных дисциплин в программах учебных организаций
Г) возможность получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями
Д) применение в обучении здоровьесберегающих технологий
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1) интернационализация
2) гуманитаризация
3) гуманизация
2. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образование отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении количества уроков по предметам обществоведческого цикла.
3) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
4) Одна из функций образовательных организаций –– социализация новых поколений.
5) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
3. Алексей работает над рефератом, раскрывающим функции образования как социального института. Какие из перечисленных положений он должен отразить в своей работе? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) производство материальных ценностей
2) приобщение человека к культурному наследию общества
3) подготовка обучающихся к выполнению различных социальных ролей
4) развитие личности обучающихся
5) социальное управление
6) получение знаний, новых для всего человечества
Ответы: 1. 13233; 2. 345; 3. 234
План «Образование в РФ» (ЕГЭ-2021)
1) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:
а) Министерство просвещения РФ;
б) Министерство науки и высшего образования РФ;
в) региональные министерства и департаменты;
г) муниципальные управления.
2) Виды образовательных учреждений:
а) общеобразовательные;
б) учреждение дополнительного образования;
в) учреждения профессионального образования.
3) Образовательные стандарты.
4) Основные тенденции развития образования в РФ:
а) непрерывность образования;
б) гуманизация;
в) гуманитаризация;
г) интернационализация;
д) демократизация;
е) компьютеризация.
5) Реформа образования в РФ.
Наличие 1, 2 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.