image alt

Мышление – это процесс формирования и осуществления мыслительной деятельности. Существует множество классификаций видов мышления. Так, например, различают:

1) Логическое мышление – это способность анализировать информацию, распознавать закономерности и устанавливать логические связи между разными идеями или фактами.
2) Творческое мышление – это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем и видеть возможности там, где другие этого не замечают.
3) Критическое мышление – это способность осмысливать и анализировать информацию, оценивать ее достоверность и надежность, а также образовывать собственное мнение на основе критического анализа.

Также существуют различные методы мышления, которые помогают структурировать и улучшить процесс мышления. Основными методами являются индуктивное и дедуктивное мышление. Однако, также различают:
1) Рациональное мышление – это метод, основанный на использовании логики и анализа для принятия решений или решения проблем.
2) Ассоциативное мышление – это метод, при котором идеи или понятия соединяются между собой на основе ассоциаций или связей.
3) Рефлексивное мышление – это метод, при котором мы анализируем и осмысливаем свои собственные мысли и действия.
4) Интуитивное мышление – это метод, при котором мы принимаем решения или формируем идеи на основе интуиции и предчувствий.

Все эти виды и методы мышления могут быть использованы в различных ситуациях и областях жизни для лучшего понимания и решения проблем.

Мышление – это процесс познания информации, формирования представлений, рассуждений и принятия решений. Оно является внутренним процессом, которое регулирует и направляет деятельность человека. Мышление позволяет анализировать информацию, решать проблемы, предсказывать последствия и планировать действия.

Деятельность, с другой стороны, охватывает все физические и умственные действия человека, которые осуществляются в результате мышления. Это может быть выполнение задач, создание продукта, ведение диалога и т.д. Деятельность человека определяется целями, мотивами и осознанием. Она может быть направлена как на собственное развитие, так и на воздействие на окружающую среду.

Таким образом, связь между мышлением и деятельностью проявляется в следующем:
1) Мышление предшествует деятельности - прежде чем приступить к выполнению задания или действию, человек сначала размышляет и планирует как лучше поступить.
2) Мышление влияет на деятельность - именно мышление определяет, как человек будет действовать, какие стратегии выбирать, какие решения принимать.
3) Деятельность влияет на мышление - действия и опыт вносят изменения в мышление человека, формируют новые знания, умения и представления.
Результаты деятельности влияют на мышление, позволяя человеку оценить и анализировать свои действия, поправить ошибки и улучшить свою стратегию.


Определение в учебниках издательства "Вентана-Граф":
Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на преобразование окружающей действительности и собственного "я".
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Боголюбов):
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Определение в учебниках издательства "Просвещение" (автор Котова и Лискова):
Деятельность - сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и изменяется сам.

Структура деятельности включает в себя:

Субъект - лицо или группа лиц, осуществляющих деятельность. Субъект может быть индивидуальным (отдельный человек) или коллективным (несколько людей, работающих вместе).

Объект - то, на что направлена деятельность субъекта. Объект может быть материальным (например, предмет работы) или нематериальным (идея, концепция, отношения и т.д.).

Мотив - причина или стимул, побуждающий субъекта к выполнению деятельности. Мотив может быть внутренним (личные цели, интересы) или внешним (например, материальное вознаграждение).

Цель - то, что субъект стремится достичь с помощью своей деятельности. Цель может быть конкретной (выполнить задание) или более общей (повысить свои навыки).

Методы и средства - способы и инструменты, которые используются субъектом для достижения цели. Методы могут быть различными, в зависимости от типа деятельности.

Результат - то, что получается в результате деятельности субъекта. Результат может быть видимым (конечный продукт работы) или невидимым (приобретение знаний или опыта).

Основные виды деятельности:

Игра - форма активности, в которой субъект участвует для развлечения и получения удовольствия. Игра часто имеет свои правила и цели, и она может представлять собой как физическую игру, так и умственные игры.

Учение - процесс приобретения знаний, умений и навыков. Учение может осуществляться как индивидуально, так и в группе, и оно может быть организовано формально (в школе или университете) или неформально (самообучение).

Труд - деятельность, направленная на производство товаров или оказание услуг. Труд часто связан с определенными профессиями или специализациями и может быть как физическим, так и умственным.

Общение - процесс обмена информацией, мыслями и эмоциями между людьми. Общение может быть вербальным (у словесное), невербальным (например, жестами и мимикой) или письменным.

Примеры заданий ЕГЭ

1. Оксана поставила своей целью посетить Болгарию. Она изучает болгарский язык, читает книги об истории и культуре Болгарии, на интернет-форумах общается со знатоками болгарского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Оксаной для достижения указанной цели. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение болгарского языка
2) покупка туристической путёвки
3) желание общаться в Интернете
4) чтение путеводителей и изучение маршрута
5) знатоки болгарского искусства
6) путешествие по Болгарии


2. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мышление имеет исключительно коллективный характер.
2) Мышление - это способность производить интеллектуальные операции с образами и понятиями.
3) Анализ - это процесс мышления, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений.
4) Результатом мышления является мысль - понятие, идея, смысл.

3. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) решение задач
Б) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели

4. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами людей.
2) Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.
3) Деятельность человека от активности животных отличает возможность находить средства удовлетворения потребностей.
4) В процессе деятельности человек вступает в различные отношения с другими людьми.
5) Человек, в отличие от животных, использует предметы природного происхождения.

Ответы: 1. 124
; 2. 245; 3. 33123; 4. 124

План «Деятельность» (ЕГЭ-2017, ЕГЭ-2023)
(возможны другие варианты формулировки темы:
«Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром» (ЕГЭ-2019)

1) Деятельность как способ жизни человека и общества.
2) Структура деятельности:
а) субъект и объект;
б) цель и мотив;
в) методы и средства;
г) результат.

3) Основные виды деятельности:
а) игра;
б) учение;
в) труд;
г) общение.

4) Материальная (практическая) и духовная деятельность.

5) Основные характеристики человеческой деятельности:
а) сознательная;
б) продуктивная;
в) орудийная;
г) преобразующая;
д) общественная.

Наличие 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Конструктор сайтов Craftum