ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Данная тема часто встречается в экзаменационных работах. В первой части она затрагивается в заданиях 1, 2 и 3. Во второй части ей может быть посвящён текст или план.

Что нужно знать?

ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Человек - биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Человек является одновременно биологическим и социальным существом: его физическое существование регулируется законами природы, а его поведение и опыт формируются в обществе в социокультурной среде, в которой он живет. Эта двойственная природа позволяет человеку быть универсальным и адаптироваться в разных обстоятельствах и во времени.

Биологическая сущность человека определяется принципами генетики, эволюции, анатомии и физиологии.

Возрастные изменения и старение, а также расовые различия еще раз показывают сложное взаимодействие генетики и факторов окружающей среды, которые способствуют развитию человечества.

Дискуссионным сегодня является вопрос о наличии инстинктов человека. В научной среде появляется мнение о то, что у взрослых людей инстинктов нет, но есть инстинктивное поведение, формирующееся под влиянием социальной среды. Однако позиция авторов всех учебных пособий по обществознанию и позиция составителей КИМ следующая: "Так же как и другие живые организмы, человек наследует инстинкты." (Л.Н. Боголюбов "Обществознание", 6 класс, стр.8)

Однако человек также является социальным и культурным существом, и на его мысли, убеждения и поведение глубоко влияют общества и культуры, в которых он растет и живет. Такие факторы, как язык, религия, обычаи, традиции и образование, формируют его мировоззрение и идентичность, отличая его от других живых организмов.

Отличия человека от животного: наличие мышления и словесной речи; способность подавлять и регулировать инстинкты; способность к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности; способность сознательно и целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ; наличие не только биологических, но социальных и духовных потребностей.

Биологическое в человеке
индивид, индивидуальность, личность

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Социокультурные факторы являются важными аспектами формирования личности. Они включают в себя социальные нормы, ценности, традиции, религию, образование и многое другое. Эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
С одной стороны, социокультурные факторы могут способствовать развитию личности, предоставляя ей определенные рамки и ориентиры для развития. Социальные нормы и ценности могут служить основой для формирования моральных принципов и этических стандартов. Например, религия может играть важную роль в формировании личности, помогая человеку обрести духовную основу и смысл жизни.

Однако с другой стороны, социокультурные факторы могут ограничивать развитие личности, навязывая ей определенные стереотипы и предубеждения. Например, религиозные и культурные традиции могут ограничивать свободу мысли и действия, а социальные стереотипы могут привести к дискриминации и неравенству.

Таким образом, когда ребенок рождается, общество начинает влиять на него и помогает формированию его личности.

ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Человек рождается индивидом - существом, которое обладает определенными биологическими и психологическими особенностями, позволяющими ему существовать в мире. Индивид обладает врожденными качествами, такими как рост, вес, цвет глаз, темперамент и т.д. Они формируют его биологическую основу и определяют его возможности в жизни.

Однако, с течением времени, человек начинает активно взаимодействовать с окружающим миром и развивает свою индивидуальность. Индивидуальность - это совокупность уникальных качеств, которые отличают одного человека от другого. Она включает в себя черты характера, интересы, способности, таланты и предпочтения. Развитие индивидуальности происходит под влиянием воспитания, образования, социального окружения и личного опыта.

На основе своей индивидуальности, человек становится личностью - социальным субъектом, способным к самоопределению и саморазвитию. 

В учебниках под редакцией Л.Н. Боголюбова указываются следующие определения понятия "личность":

- устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу;

- индивид, включенный в систему социальных связей и отношений;

- человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

- человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами;

- человек, который является представителем конкретного сообщества, осознает свое отношение к окружающим и социальной действительности, включается во все отношения с ней, занимается какой-либо деятельностью и имеет индивидуально-психологические особенности.

Личность — это сложный феномен, который рассматривается с разных точек зрения. С одной стороны, личность воспринимается как активный участник свободных действий, субъект познания и изменения мира. В этом контексте личность рассматривается как индивидуальное выражение социальных отношений, способное к саморазвитию и самореализации.

С другой стороны, личность также может быть представлена как набор функций и ролей, которые она выполняет в обществе. В этом случае личность определяется через её социальные статусы, роли и идентичности. Такой подход акцентирует внимание на взаимодействии личности с окружающей средой и обществом.

Личность формируется в процессе социализации, то есть усвоения норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе. Личность также определяется своими моральными принципами, убеждениями и взглядами на жизнь.

Фазы становления личности (по Л.Н. Боголюбову):
1) адаптация к миру людей: усвоение человеком действующих в обществе норм и правил поведения; овладение навыками деятельности, основными знаковыми системами;
2) индивидуализация: проявление индивидуальных черт личности;
3) интеграция: реализация своих способностей в обществе.

Так, человек проходит путь от рождения индивидом до становления личностью, активно формируя свою индивидуальность и приспосабливаясь к требованиям общества. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни, и каждый человек может внести свой уникальный вклад в развитие своей личности и общества в целом

человек - биосоциальное существо
индивид, индивидуальность, личность

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Ключевые качества современной личности:
- способность к самообразованию, саморазвитию;
- ответственность, способность к самоконтролю;
- организаторские способности и коммуникабельность;
- профессиональное самосознание и конкурентоспособность;
- мобильность и адаптируемость;
- патриотизм, гражданственность, нравственные качества.

Коммуникативные качества личности - это набор характеристик, которые определяют способность человека эффективно общаться с другими людьми. Эти качества включают в себя умение слушать, выражать свои мысли и чувства, понимать точку зрения других людей, а также умение находить компромиссы и решать конфликты.

Одним из ключевых коммуникативных качеств является эмпатия - способность понимать и чувствовать эмоции других людей.Также важным коммуникативным качеством является толерантность - способность принимать и уважать различия между людьми.

Кроме того, коммуникативные качества включают в себя навыки аргументации и убеждения, которые позволяют выражать свою точку зрения и убеждать других в ее правильности.

В целом, коммуникативные качества личности играют важную роль в жизни, поскольку они помогают устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, достигать успеха в работе и личной жизни.

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Главными мотивами деятельности человека, определяющими его поведение и выбор, являются потребности и интересы. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Они представляют собой движущую силу, которая побуждает человека к действию и определяет его поведение.

Существует несколько классификаций потребностей. Одна из них разделяет их на три основные группы: биологические, социальные и идеальные (духовные).

Биологические (естественные, врождённые, физиологические, природные, органические) потребности – это потребности, связанные с обеспечением жизнедеятельности организма. К ним относятся потребности в пище, воде, сне, тепле и т. д. Эти потребности являются основными и должны удовлетворяться в первую очередь.

Социальные потребности – это потребности в общении, взаимодействии с другими людьми, принадлежности к определенной социальной группе. Они возникают в процессе социализации личности и играют важную роль в ее развитии.

Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности в познании, саморазвитии, самореализации. Они связаны с развитием интеллекта, творческих способностей, духовным совершенствованием личности. К ним также относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

человек - биосоциальное существо

В каких вопросах встречается?

1 (1 в КИМ). Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они,за исключением двух, имеют социальную природу.
1) отзывчивость; 2) трудолюбие; 3) чувствительность к боли; 4) тип темперамента; 5) ответственность; 6) благожелательность.
Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 34

2 (2 в КИМ). Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности может проявиться в социальных обстоятельствах.

Ответ: 125

3 (2 в КИМ). Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми
2) Человека отличает мышление и словесная речь.
3) Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.
4) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
5) Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
6) Процесс становления личности называется стратификацией.

Ответ: 245

4 (2 в КИМ). Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К социальным потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

Ответ: 1235

5 (3 в КИМ). Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в познании мира
Б) в поиске смысла жизни
В) в двигательной активности
Г) в общении
Д) в труде

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
1) биологические (естественные)
2) социальные
3) идеальные (духовные)

Ответ: 33122

6 (4 в КИМ). Степану Федоровичу 34 года. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие Степана Федоровича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Степан Федорович работает в гимназии учителем истории.
2) Степан Федорович добрый и отзывчивый, у него много друзей.
3) Степан Федорович честный и принципиальный человек.
4) Рост Степана Федоровича - 175 см.
5) Степан Федорович легко переносит физические нагрузки.

Ответ: 123

7 (2 в КИМ). Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологическойи социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.

1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) наличие словесной речи
3) забота о потомстве
4) осознанная постановка цели
5) стремление понять закономерности развития природы и общества
6) использование природных материалов

Ответ: 136

8 (2 в КИМ). Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологическойи социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты отличия человека от других живых существ». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.


1) способность к творческой деятельности
2) стремление к самореализации в обществе
3) приспособление к условиям окружающей среды
4) общение с помощью словесной речи
5) использование предметов, данных природой
6) потребность в уважении со стороны других субъектов деятельности

Ответ: 1246

какие признаки понятия можно писать в задании 18 ким?

Признаки понятия "личность" по школьным учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова

1) устойчивая система социальных качеств;
2) приобретается и проявляется в процессе деятельности и общения с другими людьми;
3) человек как социальное существо.

Особенности личности:
1) индивидуальные черты темперамента, характера, способностей;
2) обладание приобретенными в течение жизни знаниями, умениями, навыками;
3) определенная направленность (потребности, интересы, убеждения, мировоззрение, поведение).

Признаки понятия "личность" по учебникам котовой и лисковой

1) социальная сущность человека;
2) совокупность социально значимых качеств индивида;
3) формируется в процессе общественной жизни, социализации.

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2011

Биологическое и социальное в человеке


егэ-2015

Биосоциальная сущность человека


егэ-2022

Биосоциальное в человеке

1. Понятие "биосоциальное".
2. Основные отличия человека от животного:
а) мышление;
б) способность преобразовывать окружающий мир;
в) целенаправленная и осознанная деятельность;
г) способность изготавливать орудия труда.
3. Некоторые проявления биологического в человеке:
а) анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);
б) физиологические (естественные) потребности;
в) инстинкты.
4. Некоторые проявления социального в человеке:
а) членораздельная речь;
б) мышление и накопление знаний;
в) социальные и духовные потребности.
5. Характеристики человека:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность.
6. Процесс социализации как основа формирования личности:
а) первичная;
б) вторичная.

какие материалы лучше использовать для подготовки к егэ-2025?