ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества

Данная тема часто встречается в экзаменационных работах. Ей могут быть посвящены 1, 3 и 4 задания, а также текст во второй части.

Что нужно знать?

ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Духовная культура — это часть человеческой культуры, связанная с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных (нематериальных) ценностей. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов, таких как знания, обычаи, искусство и другие результаты умственно-волевой или эмоционально-психологической активности.

Основные духовные ценности (по Л.Н.Боголюбову):
- мировоззренческо-философские / смысложизненные ценности;
- нравственные ценности;
- эстетические ценности;
- религиозные ценности.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания, такие как мораль, религия, наука, искусство, философия и идеология. Эти формы отражают духовные ценности, идеалы и мировоззрение общества, а также способы их осмысления и интерпретации.

Духовная деятельность — это вид деятельности, который призван удовлетворять потребности человека в творчестве, познании, красоте, самовыражении и самореализации. Она направлена на удовлетворение идеальных потребностей, влияет на внутренние качества человека и оценивается субъективно.
Признаки духовной деятельности:
- направлена на удовлетворение духовных потребностей;
- отражается на внутренних качествах человека;
- оценивается субъективно;
- строится на идеалах.

духовная деятельность

ФИПИ рекомендует к изучению Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Спецификация 2025)

I. Общие положения

"4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий."

Материал взят с официального сайта http://www.kremlin.ru/

культура

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Культура — это всё, что создано руками человека. Это понятие включает в себя материальные и духовные достижения человечества, такие как архитектура, литература, искусство, наука и технологии. Культура является основой для развития и взаимодействия между людьми, а также формирует их мировоззрение и идентичность.

Общепринятым является деление культуры на материальную и духовную. Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение потребностей. Это строительство жилищ, создание одежды, предметов обихода, дорог, технических средств и технологий. Духовная культура отождествляется с процессом и результатами духовной деятельности человека: наукой, искусством, представлениями о смысле жизни, ценностями, нормами и предписаниями. Она связана с формированием и развитием идеальных потребностей человека.

Формы духовной культуры:
1) Наука — система знаний и методов исследования, направленных на изучение законов природы и общества.
2) Искусство — форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
3) Мораль — система норм и правил поведения, основанная на представлениях о добре и зле, справедливости и долге.
4) Религия — система верований, обрядов и культов, связанных с верой в сверхъестественное.
5) Философия — теоретическое осмысление мира и места человека в нём, поиск ответов на фундаментальные вопросы бытия.

 Функции культуры:
1) Познавательная функция (формирование целостного представления о природе, человеке и обществе).
2) Регулятивная (нормативная) функция (формирование системы правил (морали, права, религиозные нормы)).
3) Информативная функция (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений).
4) Коммуникативная функция (сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение).
5) Функция социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям и нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию).
6) Оценочная функция (отбор ценностей, обогащение традиций).

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. НАРОДНАЯ, МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА. КОНТРКУЛЬТУРА

Формы культуры включают элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества или по её заказу профессиональными творцами. Примеры элитарной культуры включают классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу. Потребителями этой культуры являются высокообразованные люди, такие как критики, литературоведы, театралы, художники, писатели и музыканты.

Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Примеры народной культуры включают мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и другие произведения народного творчества.

Массовая культура характеризуется широким охватом аудитории и коммерческим характером. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей и реагирует на новые события. Примеры массовой культуры включают концертную и эстрадную музыку, поп-культуру, средства массовой информации и китч.

В современном обществе все три формы культуры — элитарная, народная и массовая — сосуществуют вместе.

Виды культуры: доминирующая, субкультура, контркультура.

Доминирующая культура — это основная культура, которая преобладает в определённом обществе или группе. Она включает в себя общие ценности, нормы и традиции, которые разделяются большинством членов общества. Доминирующая культура формирует основные социальные институты, правила поведения и образ жизни.
Субкультура — это группа людей, которая разделяет определённые интересы, ценности и стиль жизни, отличающиеся от доминирующей культуры. Субкультуры могут возникать внутри доминирующей культуры или быть связаны с определёнными социальными слоями, возрастными группами или профессиями. Субкультуры могут иметь свои собственные обычаи, язык, одежду и музыку.

Контркультура — это тип субкультуры, которая активно противостоит доминирующей культуре и её ценностям. Контркультура часто ассоциируется с молодёжными движениями, такими как хиппи, панки и рокеры, которые выступали против традиционных ценностей и общественных устоев. Контркультура может также проявляться в искусстве, литературе и музыке, когда авторы и художники создают произведения, которые бросают вызов общепринятым нормам и представлениям. 

формы культуры
диалог культур

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Диалог культур — это процесс взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения культур разных стран и народов. Он способствует формированию общих культурных зон и общечеловеческих духовных ценностей. Диалог культур может проявляться на разных уровнях: личностном, этническом, межнациональном и цивилизационном.

Глобализация культуры приводит к образованию мировой культуры, которая представляет собой совокупность достижений всех народов мира. Мировая культура формируется из достижений национальных культур, ориентирующихся на общемировые тенденции развития.

В каких вопросах встречается?

1 (1 в КИМ).  Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к массовой культуре.
1) ярко выраженный коммерческий характер; 2) ориентация на вкусы и запросы потребителя; 3) сложное содержание; 4) ограниченный круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими»; 5) развлекательный характер; 

6) стандартизация духовных благ.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

Ответ: 34

2 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 
А) ориентация на запросы узкого круга потребителей
Б) яркость, обилие спецэффектов, привлекающих зрителей
В) развлекательный характер
Г) коммерческая направленность
Д) сложность содержания

 
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ

1) элитарная
2) массовая

Ответ: 12221

3 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
ПРИЗНАКИ 
А) упрощение смыслов в художественных образах
Б) приоритетное развитие развлекательных жанров
В) необходимость специальной подготовки потребителя
Г) стандартизация духовных потребностей
Д) сложность содержания

ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ

1) массовая
2) элитарная

Ответ: 11212

4 (4 в КИМ). Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) коммерческий характер
2) использование спецэффектов
3) содержательная сложность
4) привлечение кинозвёзд
5) необходимость специальной подготовки зрителей к просмотру
6) колоссальный интерес зрителей

Ответ: 35

5 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массовой культуры.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются в устной традиции. 

Ответ: 135

6 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) Культура представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространённых в обществе и передающихся из поколения в поколение.
2) Массовая культура, в отличие от народной культуры, создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
3) Культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.
4) Культура создавалась и создаётся человеком для своего блага и блага других людей.
5) К отличительным характеристикам элитарной культуры относят её общедоступность и занимательность.

 

Ответ: 134

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2013

Духовная культура как сфера жизни общества

1. Понятие "духовная культура".
2. Составляющие духовной культуры:
а) нормы и правила;
б) ритуалы и символы;
в) мифы и знания;
г) обычаи и язык и т.д.
3. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
4. Разновидности культуры:
а) доминирующая;
б) субкультура;
в) контркультура.
5. Некоторые функции духовной культуры:
а) познавательная;
б) регулятивная;
в) функция социализации;
г) коммуникативная.