ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества
ФИПИ рекомендует к изучению Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Спецификация 2025)
I. Общие положения
"4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий."
Материал взят с официального сайта http://www.kremlin.ru/
1 (1 в КИМ). Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к массовой культуре.
1) ярко выраженный коммерческий характер; 2) ориентация на вкусы и запросы потребителя; 3) сложное содержание; 4) ограниченный круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими»; 5) развлекательный характер;
6) стандартизация духовных благ.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) ориентация на запросы узкого круга потребителей
Б) яркость, обилие спецэффектов, привлекающих зрителей
В) развлекательный характер
Г) коммерческая направленность
Д) сложность содержания
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) элитарная
2) массовая
3 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) упрощение смыслов в художественных образах
Б) приоритетное развитие развлекательных жанров
В) необходимость специальной подготовки потребителя
Г) стандартизация духовных потребностей
Д) сложность содержания
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) массовая2) элитарная
4 (4 в КИМ). Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческий характер
2) использование спецэффектов
3) содержательная сложность
4) привлечение кинозвёзд
5) необходимость специальной подготовки зрителей к просмотру
6) колоссальный интерес зрителей
5 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массовой культуры.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются в устной традиции.
6 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Культура представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространённых в обществе и передающихся из поколения в поколение.
2) Массовая культура, в отличие от народной культуры, создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
3) Культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.
4) Культура создавалась и создаётся человеком для своего блага и блага других людей.
5) К отличительным характеристикам элитарной культуры относят её общедоступность и занимательность.
егэ-2013
Духовная культура как сфера жизни общества
1. Понятие "духовная культура".
2. Составляющие духовной культуры:
а) нормы и правила;
б) ритуалы и символы;
в) мифы и знания;
г) обычаи и язык и т.д.
3. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
4. Разновидности культуры:
а) доминирующая;
б) субкультура;
в) контркультура.
5. Некоторые функции духовной культуры:
а) познавательная;
б) регулятивная;
в) функция социализации;
г) коммуникативная.
Сетевое издание "Новое в образовании" 12+
Серия Эл № ФС77-82185 от 23 ноября 2021 г.Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель и главный редактор: Якушенко Ольга Александровна
novoevobrazovanii@mail.ru