ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Данная тема часто встречается в экзаменационных работах. Ей могут быть посвящены 1, 3 и 4 задания, а также текст и план во второй части.

Что нужно знать?

НАУКА. ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ, ТОЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках

Наука — это, во-первых, особая система знаний и способы их получения. Во-вторых, наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний. В-третьих, наука — это часть духовной культуры общества. В-четвёртых, наука — это социальный институт, который занимается производством, хранением, распространением и использованием знаний.

Классификация наук

Естественные науки изучают природу, её явления, объекты и процессы. К ним относятся биология, химия, география, геология и физика. Эти науки исследуют законы природы и стремятся понять механизмы, которые лежат в основе всего живого и неживого на Земле.

Технические науки занимаются развитием техники и технологий. Они включают робототехнику, космонавтику, механику и другие области, связанные с созданием и использованием технических устройств и систем. Технические науки позволяют применять знания, накопленные естественными науками, в практической жизни человека.

Точные науки направлены на поиск количественных закономерностей в окружающем мире. Они характеризуются строгостью к критериям истины, доскональностью исследования и учётом всех деталей. Примеры точных наук — математика и информатика.

Социально-гуманитарные науки изучают человека и его взаимодействие с обществом. К ним относятся социология, экономика, политология, этика, история и лингвистика. Эти науки помогают понять сложные общественные процессы, закономерности развития культуры и языка, а также влияние человека и техники на природу.

Социально-гуманитарные науки играют важную роль в изучении человеческого общества и культуры. Они отличаются от естественных наук, так как исследуют сложные и многогранные явления, связанные с сознанием, культурой, историей и обществом. В отличие от естественных наук, изучающих природные процессы, социально-гуманитарные науки исследуют человеческую деятельность и поведение. Это означает, что результаты исследований в этой области менее предсказуемы и определённы, так как человеческая деятельность обладает большей степенью свободы. Эти особенности требуют особого подхода к проведению исследований, сбору и анализу данных, а также к формулированию выводов и обобщений.

наука
методы научного познания

ОСОБЕННОСТИ, УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Особенности научного познания
1) Объективность: научное познание стремится к объективности и беспристрастности в изучении явлений. Это означает, что учёные должны избегать личных предубеждений и субъективных оценок при исследовании.
2) Рациональность: научное познание основано на логике, анализе и проверке гипотез. Учёные должны использовать только те данные и методы, которые прошли проверку на достоверность и обоснованность.
3) Доказанность и проверяемость: результаты научного познания должны быть воспроизводимы другими учёными, чтобы быть признанными и принятыми научным сообществом.
4) Стремление к получению истинных знаний: научное познание предполагает критическое отношение к существующим знаниям и постоянное обновление информации. Учёные должны быть готовы пересмотреть свои предположения и выводы, если новые данные противоречат им.

Уровни научного познания
Эмпирический уровень (на этом уровне научное познание осуществляется через наблюдение, сбор и анализ данных. Учёные проводят эксперименты, измеряют параметры изучаемых объектов и сравнивают их с уже известными знаниями). 

К методам эмпирического уровня относятся:
- наблюдение;
- измерение;
- описание;
- сравнение;
- эксперимент.

Теоретический уровень (на этом уровне научное познание происходит через создание и анализ теорий и моделей. Учёные формулируют гипотезы, проверяют их на соответствие эмпирическим данным и разрабатывают новые теории, объясняющие наблюдаемые явления). К методам теоретического уровня научного познания относят:  анализ, синтез, обобщение, формализация, идеализация, составление теорий и гипотез, аналогия, моделирование, абстрагирование и др.

ФУНКЦИИ НАУКИ. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Наука играет важную роль в жизни человека и общества в целом. Она выполняет ряд функций, которые способствуют развитию и прогрессу человечества. Рассмотрим основные функции науки и их возрастание роли в современном обществе. 

Познавательно-объяснительная функция. Наука исследует мир и объясняет его устройство, законы развития. Благодаря этому, человечество получает знания о природе, обществе и самом себе. 

Культурно-мировоззренческая функция. Наука влияет на формирование мировоззрения человека, помогает ему осознать своё место в мире и понять законы его развития. 

Производственная функция. Наука создаёт технологии, которые внедряются в производство и делают его более быстрым и качественным. Это способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения. 

Социальная функция. Наука влияет на процессы, происходящие в обществе, и её открытия помогают совершенствовать социальную и экономическую жизнь.

Прогностическая функция. Учёные прогнозируют будущее на основе имеющихся знаний, что позволяет обществу планировать свою деятельность и принимать обоснованные решения.

В современном обществе роль науки возрастает, так как она становится основой для развития технологий, экономики и социальной сферы. Наука способствует прогрессу человечества, обеспечивает безопасность и улучшение качества жизни.

функции науки

ФИПИ рекомендует к изучению Указ Президента РФ от 28.02.2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (Спецификация 2025)

"I. Общие положения

1. Настоящей Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период....

4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) научно-технологическое развитие Российской Федерации - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы;
б) большие вызовы - объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения объема используемых ресурсов;
в) приоритеты научно-технологического развития - важнейшие направления научно-технологического развития, в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы и удовлетворяющие потребности отраслей экономики и общества. Эти направления в первоочередном порядке обеспечиваются кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами;
г) независимость государства - достижение Российской Федерацией самостоятельности в критически важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности научных исследований и разработок и путем практического применения полученных результатов;
д) конкурентоспособность государства - формирование преимуществ Российской Федерации в области научно-технологического развития и, как следствие, в социальной, культурной, образовательной и экономической областях, явных по отношению к другим государствам;
е) наукоемкая продукция - товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на основе использования новых научных знаний и технологий, полученных в результате проведения научных исследований и разработок. Наукоемкая продукция включает в себя в том числе высокотехнологичную продукцию;
ж) наукоемкие технологии - технологии, основанные на современных результатах научных исследований и разработок....

II. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире
... 9. Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации научных исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования научных исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР.
10. В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. В государственной политике в области научно-технологического развития с 1991 года выделяются три значимых этапа:
а) 1991 - 2001 годы - этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью которого было сохранение научно-технологического потенциала страны, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации;
б) 2002 - 2021 годы - этап перехода России к созданию инновационной экономики, который сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки, развитием финансовой, организационной, кадровой инфраструктур, запуском программ и проектов по созданию национальной сети уникальных научных установок класса "мегасайенс" и опережающему развитию направлений науки и технологий, отвечающих на большие вызовы;
в) с 2022 года по настоящее время - этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления, сопровождающийся консолидацией общества и хозяйствующих субъектов для решения задач научно-технологического развития.
11. В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества.... 

III. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития

Большие вызовы для общества, государства и науки
...15. Наиболее значимыми для научно-технологического развития большими вызовами являются:
а) трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, ростом геополитической и экономической нестабильности, международной конкуренции и конфликтности, системного неравенства на фоне ослабления национальных государственных институтов, снижения уровня и повышения сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности;
б) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
в) демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам;
г) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан, изменение климата и влияние последствий его изменения на различные отрасли экономики, население и окружающую среду;
д) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе на фоне глобального продовольственного кризиса;
е) качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики, наращивание объема выработки энергии, повышение эффективности ее передачи, хранения и использования;
ж) новые гибридные внешние угрозы национальной безопасности, в том числе военные, террористические, информационные и биологические, увеличение риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций (носящих как природный, так и искусственный характер), усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности;
з) необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики...

18. Реакцией на большие вызовы должно стать своевременное создание наукоемких технологий и продукции, отвечающих в первую очередь национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения.
19. Ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на внутреннюю логику своего развития.

Приоритеты и перспективы научно-технологического развития
... 21. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие:
а) переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;
в) переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;
е) повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;
з) объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;
и) переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
22. Особую актуальность для реализации приоритетов научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения (научно-технологических платформ) в физической, цифровой и биологической сферах."

Материал взят с официального сайта http://www.kremlin.ru/

В каких вопросах встречается?

1 (1 в КИМ).  Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к теоретическому уровню научного познания.
1) объяснение полученных данных; 2) анкетирование; 3) выдвижение гипотез; 4) проведение измерений; 

5) построение системы аргументов; 6) разработка концепции.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

Ответ: 24

2 (3 в КИМ). Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) выдвижение и обоснование гипотез
Б) формулирование научных законов
В) экспериментальная проверка полученных данных
Г) сбор опытных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический

Ответ: 11222

3 (3 в КИМ). Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 


МЕТОДЫ
А) наблюдение
Б) описание объекта
В) эксперимент
Г) формулирование закономерностей
Д) объяснение существующих взаимосвязей

 УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический

Ответ: 22211

4 (4 в КИМ). Учёные провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке их действия, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде закономерностей
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) описание наблюдаемых явлений
6) проведение эксперимента, подтверждающего гипотезу

Ответ: 1456

5 (4 в КИМ). Группа академиков, работающих над проблемой создания искусственного интеллекта, получила государственную премию. Найдите в приведённом списке применённые ими методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) формулирование обобщений фактов
4) описание изучаемых явлений
5) непосредственное наблюдение отдельных фактов
6) объяснение выявленных между фактами взаимосвязей

Ответ: 236

какие признаки понятия можно писать в задании 18 ким?

Признаки понятия "научное познание" по новым школьным учебникам

1) объективность;
2) рационалистическая обоснованность;
3) системность знания;
4) проверяемость;
5) доказательность. 

Признаки понятия "научное познание" по учебникам котовой и лисковой

1) объективность;
2) проверяемость и воспроизводимость;
3) рациональность;
4) системность;
5) доказательность;
6) специальный "научный язык". 

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2023

НАУКА

1. Сущность науки:
а) как системы знаний;
б) как вида деятельности;
в) как формы духовной культуры.
2. Классификация наук:
а) естественные;
б) социально-гуманитарные;
в) технические.
3. Основные методы науки:
а) эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);
б) теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).
4. Некоторые функции науки:
а) познавательно-объяснительная;
б) социально-преобразовательная;
в) мировоззренческая;
г) производственная.
5. Основные тенденции развития современной науки:
а) ускорение роста научного знания;
б) компьютеризация научных знаний;
в) возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.