ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Что нужно знать?

НАУКА. ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ, ТОЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Наука — это деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Она осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На основе полученных данных выполняются обобщения или синтез новых знаний, описывающих наблюдаемые природные или общественные явления и указывающих на причинно-следственные связи.

Классификация наук

Естественные науки изучают природу, её явления, объекты и процессы. К ним относятся биология, химия, география, геология и физика. Эти науки исследуют законы природы и стремятся понять механизмы, которые лежат в основе всего живого и неживого на Земле.

Технические науки занимаются развитием техники и технологий. Они включают робототехнику, космонавтику, механику и другие области, связанные с созданием и использованием технических устройств и систем. Технические науки позволяют применять знания, накопленные естественными науками, в практической жизни человека.

Точные науки направлены на поиск количественных закономерностей в окружающем мире. Они характеризуются строгостью к критериям истины, доскональностью исследования и учётом всех деталей. Примеры точных наук — математика и информатика.

Социально-гуманитарные науки изучают человека и его взаимодействие с обществом. К ним относятся социология, экономика, политология, этика, история и лингвистика. Эти науки помогают понять сложные общественные процессы, закономерности развития культуры и языка, а также влияние человека и техники на природу.

наука
методы научного познания

ОСОБЕННОСТИ, УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Особенности научного познания
1) Объективность: научное познание стремится к объективности и беспристрастности в изучении явлений. Это означает, что учёные должны избегать личных предубеждений и субъективных оценок при исследовании.
2) Рациональность: научное познание основано на логике, анализе и проверке гипотез. Учёные должны использовать только те данные и методы, которые прошли проверку на достоверность и обоснованность.
3) Доказанность и проверяемость: результаты научного познания должны быть воспроизводимы другими учёными, чтобы быть признанными и принятыми научным сообществом.
4) Стремление к получению истинных знаний: научное познание предполагает критическое отношение к существующим знаниям и постоянное обновление информации. Учёные должны быть готовы пересмотреть свои предположения и выводы, если новые данные противоречат им.

Уровни научного познания
Эмпирический уровень (на этом уровне научное познание осуществляется через наблюдение, сбор и анализ данных. Учёные проводят эксперименты, измеряют параметры изучаемых объектов и сравнивают их с уже известными знаниями). К методам эмпирического уровня относятся: ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ОПИСАНИЕ.

Теоретический уровень (на этом уровне научное познание происходит через создание и анализ теорий и моделей. Учёные формулируют гипотезы, проверяют их на соответствие эмпирическим данным и разрабатывают новые теории, объясняющие наблюдаемые явления). К методам теоретического уровня научного познания относят:  анализ, синтез, обобщение, формализация, идеализация, составление теорий, гипотез и т.д.

ФУНКЦИИ НАУКИ. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Наука играет важную роль в жизни человека и общества в целом. Она выполняет ряд функций, которые способствуют развитию и прогрессу человечества. Рассмотрим основные функции науки и их возрастание роли в современном обществе. 

Познавательно-объяснительная функция. Наука исследует мир и объясняет его устройство, законы развития. Благодаря этому, человечество получает знания о природе, обществе и самом себе. 

Культурно-мировоззренческая функция. Наука влияет на формирование мировоззрения человека, помогает ему осознать своё место в мире и понять законы его развития. 

Производственная функция. Наука создаёт технологии, которые внедряются в производство и делают его более быстрым и качественным. Это способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения. 

Социальная функция. Наука влияет на процессы, происходящие в обществе, и её открытия помогают совершенствовать социальную и экономическую жизнь.

Прогностическая функция. Учёные прогнозируют будущее на основе имеющихся знаний, что позволяет обществу планировать свою деятельность и принимать обоснованные решения.

В современном обществе роль науки возрастает, так как она становится основой для развития технологий, экономики и социальной сферы. Наука способствует прогрессу человечества, обеспечивает безопасность и улучшение качества жизни.

функции науки

В каких вопросах встречается?

1 (1 в КИМ).  Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к теоретическому уровню научного познания.
1) объяснение полученных данных; 2) анкетирование; 3) выдвижение гипотез; 4) проведение измерений; 

5) построение системы аргументов; 6) разработка концепции.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

Ответ: 24

2 (3 в КИМ). Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) выдвижение и обоснование гипотез
Б) формулирование научных законов
В) экспериментальная проверка полученных данных
Г) сбор опытных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический

Ответ: 11222

3 (3 в КИМ). Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 


МЕТОДЫ
А) наблюдение
Б) описание объекта
В) эксперимент
Г) формулирование закономерностей
Д) объяснение существующих взаимосвязей

 УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический

Ответ: 22211

4 (4 в КИМ). Учёные провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке их действия, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде закономерностей
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) описание наблюдаемых явлений
6) проведение эксперимента, подтверждающего гипотезу

Ответ: 1456

5 (4 в КИМ). Группа академиков, работающих над проблемой создания искусственного интеллекта, получила государственную премию. Найдите в приведённом списке применённые ими методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) формулирование обобщений фактов
4) описание изучаемых явлений
5) непосредственное наблюдение отдельных фактов
6) объяснение выявленных между фактами взаимосвязей

Ответ: 236

какие признаки понятия можно писать в задании 18 ким?

Признаки понятия "научное познание" по новым школьным учебникам

1) объективность;
2) рационалистическая обоснованность;
3) системность знания;
4) проверяемость;
5) доказательность. 

Признаки понятия "научное познание" по учебникам котовой и лисковой

1) объективность;
2) проверяемость и воспроизводимость;
3) рациональность;
4) системность;
5) доказательность;
6) специальный "научный язык". 

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2023

НАУКА

1. Сущность науки:
а) как системы знаний;
б) как вида деятельности;
в) как формы духовной культуры.
2. Классификация наук:
а) естественные;
б) социально-гуманитарные;
в) технические.
3. Основные методы науки:
а) эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);
б) теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).
4. Некоторые функции науки:
а) познавательно-объяснительная;
б) социально-преобразовательная;
в) мировоззренческая;
г) производственная.
5. Основные тенденции развития современной науки:
а) ускорение роста научного знания;
б) компьютеризация научных знаний;
в) возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.