ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования

Данная тема часто встречается в экзаменационных работах. Ей могут быть посвящены 3 и 4 задания, а также текст и 22 задание во второй части.

Что нужно знать?

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗНАЧЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Образование — это процесс становления личности путём получения знаний, умений и навыков, а также развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов, таких как семья, школа и средства массовой информации. 

Основной путь получения образования — обучение и самообразование. 

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния. В процессе обучения происходит передача накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.

Непрерывность образования — это организация системы образования как непрерывного процесса на протяжении всей жизни. Это важно для развития профессиональных навыков и переквалификации людей в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. Самообразование играет ключевую роль в этом процессе, так как позволяет осваивать новые знания, навыки и компетенции без прямого участия преподавателя или формального образовательного института. Самообразование помогает развивать способности, расширять кругозор и быть в курсе последних тенденций в различных областях.

образование
образование

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Система образования в России состоит из нескольких уровней, каждый из которых имеет свои особенности и цели. Вот основные уровни образования в России:
Общее образование:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Профессиональное образование:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование:
1) дополнительное образование детей;
2) дополнительное профессиональное образование.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Современное образование претерпевает значительные изменения, связанные с развитием технологий, глобализацией и требованиями рынка труда. Рассмотрим основные направления развития образования. 

Гуманизация образования. Это направление предполагает усиление внимания к личности обучающегося, его интересам, индивидуальным особенностям и потребностям. В рамках этого направления используются технологии, сберегающие здоровье учеников, а также уделяется внимание созданию комфортной психологической атмосферы в учебном заведении. 

Гуманитаризация образования. Это направление связано с повышением роли общественных дисциплин, таких как философия, психология, экономика, политология и право, в образовательном процессе. Также увеличивается количество часов, отведённых на изучение этих предметов. 

Компьютеризация и информатизация образования. Это направление предполагает использование современных технологий, включая дистанционные, для развития у обучающихся способности находить и анализировать информацию, а также ориентироваться в постоянно меняющемся информационном поле. 

Интернационализация образования. Это направление связано со сближением образовательных систем разных стран и созданием единого образовательного пространства. В рамках этого направления проводятся международные конференции, обмен студентами и преподавателями, а также разработка совместных образовательных программ. 

Непрерывность образования — это организация системы образования как непрерывного процесса на протяжении всей жизни. Это важно для развития профессиональных навыков и переквалификации людей в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. 

Основные направления развития образования направлены на удовлетворение потребностей современного общества и подготовку высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и требованиям рынка труда.

тенденции развития образования

ФИПИ рекомендует к изучению Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Спецификация 2025)

"Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; ...
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; ...
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;


Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) научная обоснованность развития системы образования Российской Федерации с учетом ее исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества и обеспечения благоприятных условий для взаимодействия с системами образования других государств и международного сотрудничества в сфере образования на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)...

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение...

Статья 14. Язык образования
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования...

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)...

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме."

Материал взят с официального сайта https://www.consultant.ru/

В каких вопросах встречается?

1 (3 в КИМ).  Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ 
А) интеграция образовательных систем разных стран
Б) внимание к личности обучающегося
В) увеличение значения общественных дисциплин в программах учебных организаций
Г) возможность получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями
Д) применение в обучении здоровьесберегающих технологий

 
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1) интернационализация
2) гуманитаризация
3) гуманизация

Ответ: 132

2 (2 в КИМ). Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) Образование отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении количества уроков по предметам обществоведческого цикла.
3) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
4) Одна из функций образовательных организаций – социализация новых поколений.
5) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.

Ответ: 345

3 (4 в КИМ). Алексей работает над рефератом, раскрывающим функции образования как социального института. Какие из перечисленных положений он должен отразить в своей работе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) производство материальных ценностей
2) приобщение человека к культурному наследию общества
3) подготовка обучающихся к выполнению различных социальных ролей
4) развитие личности обучающихся
5) социальное управление
6) получение знаний, новых для всего человечества

Ответ: 234

4 (2 в КИМ). В ходе социологического опроса было установлено, что в стране Z в период с 2013 по 2022 г. на 25% выросла доля учащихся, воспользовавшихся своим правом выбора наиболее удобной формы обучения. Какие из перечисленных фактов позволяют сделать вывод о тенденции гуманизации образования в стране Z?

 
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) особое внимание к развитию личности ребенка
4) компьютеризация образовательного процесса
5) ориентация на интересы и способности ученика
6) применение технологий, сберегающих здоровье

Ответ: 356

5 (2 в КИМ). Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Функция социализации новых поколений является одной из основных для образовательных организаций.
2) Система образования реализует определенный общественный заказ.
3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на изучение истории.
4) Гуманизация образования предполагает учет индивидуальных особенностей школьников.
5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

Ответ: 124

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2021

Образование в РФ

1. Понятие "образование".
2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:
а) Министерство просвещения РФ;
б) Министерство науки и высшего образования РФ;
в) региональные министерства и департаменты;
г) муниципальные управления.
3. Виды образовательных учреждений в РФ:
а) общеобразовательные;
б) учреждение дополнительного образования;
в) учреждения профессионального образования.
4. Уровни образования в РФ:
а) дошкольное образование;
б) начальное образование;
в) основное общее образование;
г) среднее общее образование;
д) среднее профессиональное образование;
г) высшее профессиональное образование.
5. Основные тенденции развития образования в РФ:
а) гуманизация;
б) гуманитаризация;
в) интернационализация;
г) компьютеризация.
6. Основные функции образования:
а) передача знаний и опыта предшествующих поколений;
б) приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
в) социализация личности;
г) обеспечение профессионального становления молодежи.