ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести
ФИПИ рекомендует к изучению Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Спецификация 2025)
I. Общие положения
"4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий."
Материал взят с официального сайта http://www.kremlin.ru/
1 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и формами (областями) духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) вера в существование сакральной реальности
Б) достоверность полученных выводов
В) создание художественных образов
Г) объективность
Д) проверяемость знаний
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1) искусство
2) наука
3) религия
2 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
3 (4 в КИМ). Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме "Религия как форма (область) духовной культуры". Один из слайдов называется "Мировые религии". Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти религии.
1) буддизм
2) синтоизм
3) христианство
4) ислам
5) иудаизм
6) даосизм
Признаки понятия "мировые религии" по новым школьным учебникам
1) отсутствие рамок определенных наций и государств;
2) пропагандируют равенство людей по отношению к вере;
3) стремятся обратить в свою веру последователей других верований.
Признаки понятия "мировые религии" по учебникам котовой и лисковой
1) охватывают огромное количество верующих;
2) не ассоциируются с какой-либо национальной или государственной общностью;
3) носят надэтнический характер.
егэ-2020
Религия как социальный институт
1. Религия как один из древнейших социальных институтов.
2. Структура религии:
а) религиозное сознание;
б) религиозные учения;
в) религиозные организации и т.д.
3. Основные ранние формы религии:
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) фетишизм.
4. Некоторые национальные религии:
а) синтоизм;
б) конфуцианство;
в) иудаизм.
5. Мировые религии:
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
6. Некоторые функции религии:
а) регулятивная;
б) компенсаторная;
в) коммуникативная;
г) мировоззренческая.
Сетевое издание "Новое в образовании" 12+
Серия Эл № ФС77-82185 от 23 ноября 2021 г.Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель и главный редактор: Якушенко Ольга Александровна
novoevobrazovanii@mail.ru