ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести

Данная тема нечасто встречается в экзаменационных работах. Ей могут быть посвящены 3 и 4 задания, а также текст и план во второй части.

Что нужно знать?

РЕЛИГИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

Религия — система верований, обрядов и норм поведения, основанная на вере в сверхъестественное и принятии определенных моральных принципов. 

В религиозных учениях обычно утверждается существование высшей силы или божества, которое контролирует мир и человечество. Религия играет важную роль в культуре и обществе, помогая людям находить смысл жизни, объединяя их в общности и предоставляя им руководство в повседневных делах и моральных вопросах.

религия
мировые и национальные религии

МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Существует множество различных религий, от мировых, которые объединяют верующих по всему миру, до национальных, которые приняты только в определенных странах или регионах.

Мировые религии, такие как христианство, ислам, буддизм, имеют свои корни в древних культурах и охватывают огромное количество верующих по всему миру. Они представляют собой широкие системы верований, обрядов и учений, которые формируют мировоззрение и поведение их последователей. Мировые религии играют важную роль в формировании культурных и общественных ценностей, а также в укреплении духовной связи между верующими.

С другой стороны, национальные религии, такие как синтоизм в Японии, джайнизм в Индии или религия инков в Перу, имеют более узкое распространение и связаны с определенными нациями или этнокультурными группами. Они играют важную роль в формировании национальной идентичности и сохранении исторических традиций и обычаев. Национальные религии часто тесно связаны с мифами и легендами, которые служат основой для религиозных обрядов и празднеств.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СВОБОДА СОВЕСТИ

Российская Федерация - светское государство. Поддержание межконфессионального мира в Российской Федерации означает уважение всех религий и конфессий, равноправие их представителей перед законом, и соблюдение права каждого человека на свободу совести. Это также включает в себя защиту от дискриминации на основе религиозных убеждений, обеспечение доступа к религиозным обрядам и практикам, и содействие диалогу и взаимопониманию между представителями различных вероисповеданий. Свобода совести гарантирует каждому человеку право исповедовать любую религию или никакую, а также свободно менять свои религиозные убеждения.

 Конституция РФ:

"Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом."
свобода совести

ФИПИ рекомендует к изучению Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Спецификация 2025)

I. Общие положения

"4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий."

Материал взят с официального сайта http://www.kremlin.ru/

В каких вопросах встречается?

1 (3 в КИМ).  Установите соответствие между признаками и формами (областями) духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 
А) вера в существование сакральной реальности
Б) достоверность полученных выводов
В) создание художественных образов
Г) объективность
Д) проверяемость знаний

 
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1) искусство
2) наука
3) религия

Ответ: 32122

2 (4 в КИМ). Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.

Ответ: 345

3 (4 в КИМ). Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме "Религия как форма (область) духовной культуры". Один из слайдов называется "Мировые религии". Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд?  Запишите цифры, под которыми указаны эти религии.

 
1) буддизм
2) синтоизм
3) христианство
4) ислам
5) иудаизм
6) даосизм

Ответ: 134

какие признаки понятия можно писать в задании 18 ким?

Признаки понятия "мировые религии" по новым школьным учебникам

1) отсутствие рамок определенных наций и государств;
2) пропагандируют равенство людей по отношению к вере;
3) стремятся обратить в свою веру последователей других верований. 

Признаки понятия "мировые религии" по учебникам котовой и лисковой

1) охватывают огромное количество верующих;
2) не ассоциируются с какой-либо национальной или государственной общностью;
3) носят надэтнический характер. 

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2020

Религия как социальный институт

1. Религия как один из древнейших социальных институтов.
2. Структура религии:

а) религиозное сознание;
б) религиозные учения;
в) религиозные организации и т.д.
3. Основные ранние формы религии:
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) фетишизм.
4. Некоторые национальные религии:
а) синтоизм;
б) конфуцианство;
в) иудаизм.
5. Мировые религии:
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
6. Некоторые функции религии:
а) регулятивная;
б) компенсаторная;
в) коммуникативная;
г) мировоззренческая.