ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

познавательная деятельность. ПОЗНАНИЕ МИРА. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ И МЕТОДЫ. ЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ВИДЫ

Что нужно знать?

ПОЗНАНИЕ МИРА

Познание - это процесс получения знаний и формирования представлений об окружающем мире, предметах, явлениях и законах природы. Познание может быть направлено на изучение различных аспектов реальности, включая физические, химические, биологические, социальные, психологические и другие.

Познавательная деятельность - это активность, связанная с приобретением и использованием знаний для решения практических задач, развития личности и общества. Познавательная деятельность включает в себя различные формы обучения и исследования, а также применение полученных знаний на практике.

человек - биосоциальное существо
индивид, индивидуальность, личность

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Чувственное познание является одним из основных способов познания мира. Оно осуществляется через органы чувств и включает в себя такие формы, как ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это простейшая форма чувственного познания, которая представляет собой реакцию организма на воздействие внешнего раздражителя. Например, ощущение тепла, холода, боли и т. д.

Восприятие - это более сложная форма чувственного познания, которая заключается в целостном отражении предметов и явлений в сознании человека. Восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным и т. д.

Представление - это еще более сложная форма чувственного познания, которая связана с сохранением в памяти образов ранее воспринимаемых предметов и явлений. Представление может быть как конкретным (например, образ знакомого лица), так и абстрактным (например, представление о добре или зле).

Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны друг с другом. Чувственное познание предоставляет информацию о конкретных свойствах предметов и явлений, в то время как рациональное познание позволяет обобщать и систематизировать эту информацию, а также выявлять закономерности и причинно-следственные связи.

Например, когда мы видим яблоко, мы можем ощущать его форму, цвет, вкус и запах. Эта информация поступает к нам через органы чувств и является результатом чувственного познания. Затем мы можем использовать эту информацию для того, чтобы сделать вывод о том, что яблоко является фруктом, который можно съесть. Это уже результат рационального познания.

Рациональное познание является важным способом познания мира, и включает в себя три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма рационального познания, которая отражает наиболее общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия выражаются в словах или словосочетаниях, и служат основой для формирования более сложных форм рационального познания. Например, понятие “человек” отражает наиболее общие свойства всех людей, такие как наличие разума, способность к коммуникации и т.д.

Суждение - это форма рационального познания, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждения могут быть истинными или ложными, и могут быть выражены в форме предложений. Например: “Земля вращается вокруг Солнца”, “Человек - разумное существо”.

Умозаключение - это форма рационального познания, в которой из нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключения могут быть дедуктивными (от общего к частному), индуктивными (от частного к общему) и по аналогии (перенос знания с одного объекта на другой). Например:
Посылка 1: Все люди смертны.
Посылка 2: Сократ - человек.

Умозаключение: Сократ смертен.

МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Мышление – это процесс, который позволяет обрабатывать информацию и принимать решения. Оно может быть различных видов, в зависимости от задачи и методов, которые человек используем. Например, логическое мышление используется для решения математических задач, а творческое мышление – для создания новых идей.

Основные методы мышления - индукция и дедукция:использование логической рассуждения на основе общих принципов (дедукция) или на основе предшествующего опыта и наблюдений (индукция);

Некоторые мыслительные операции:
-анализ и синтез: разбиение сложной проблемы на более простые части и последующее их синтезирование в единое решение;
-абстракция и конкретизация: отделение существенной информации от второстепенной (абстракция) или перевод абстрактной информации в конкретные, понятные формы (конкретизация);
-рефлексия и самоанализ: анализ собственных мыслей и решений с целью определения сильных и слабых сторон, а также понимания процесса мышления.

человек - биосоциальное существо
индивид, индивидуальность, личность

ЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ВИДЫ

Знания являются результатом познавательной деятельности человека. Они представляют собой усвоенную и упорядоченную информацию о мире, окружающих нас явлениях и явлениях самого человеческого разума. Знания классифицируются по разным видам, таким как обыденное знание, научное знание, философское знание и другие.

Обыденное знание - это знания в повседневной жизни, которые мы усваиваем благодаря опыту, общению с окружающими людьми и наблюдению за окружающим миром. Они основаны на жизненных наблюдениях и практическом опыте, но обычно не подтверждены строгими фактами или методами исследования. Обыденное знание позволяет нам ориентироваться в жизни, решать простые задачи и принимать повседневные решения.

Научное знание - это знания, полученные с использованием научного метода исследования. Оно основано на строгих исследованиях, экспериментах, наблюдениях и анализе данных. Научное знание подтверждено объективными фактами и используется для объяснения природы явлений и предсказания результатов. Оно представляет собой систематический подход к исследованию мира и позволяет расширить наши знания и понимание окружающей среды.

Философское знание - это знания, связанные с вопросами основных ценностей и принципов, исследованием сути бытия, познания и этики. Философское знание основывается на рассуждениях, диалоге и поиске истинных значений. Оно позволяет нам размышлять о смысле жизни, природе человека и общества, этических принципах и других фундаментальных вопросах.

Кроме того, существуют и другие виды знаний, такие как художественное знание (например, знания в области искусства и дизайна), техническое знание (знания, связанные с различными технологиями и инженерией) и многие другие. Все они играют свою роль в формировании понимания мира и помогают в решении различных задач и проблем.

В каких вопросах встречается?

1 (2 в КИМ). Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для чувственного познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств познаваемых объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ответ: 123

2 (3 в КИМ). Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИЗНАКИ
А) логичность, обоснованность
Б) доказательность
В) опора на верования, образность
Г) воспроизводимость результатов познания
Д) ярко выраженная эмоциональность окрашенность

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
1) мифологическое
2) научное

Ответ: 22121

3 (3 в КИМ). Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А) ощущение
Б) восприятие
В) суждение
Г) понятия
Д) представление

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
1) рациональное познание
2) чувственное познание

Ответ: 22112

4 (2 в КИМ). Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением.
2) Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.
3) Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.
4) Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов.
5) Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

Ответ: 135

какие признаки понятия можно писать в задании 18 ким?

Признаки понятия "познание" по новым школьным учебникам

1) вид деятельности человека;

2) активное восприятие человека внешнего мира;

3) отражение действительности;

4) мыслительная деятельность субъекта;

5) важная потребность человека.

Признаки понятия "познание" по учебникам котовой и лисковой

1) основывается на чувственном и рациональном постижении действительности; 

2) активное отражение действительности в сознании;

3) цель - истинное знание;

4) присуща только людям.

какОЙ план МОЖЕТ быть в задании 24 ким?

егэ-2012

ПОЗНАНИЕ МИРА


егэ-2013

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА


егэ-2017, 2021

Многообразие путей познания мира

1. Познание как объект изучения философии.
2. Основные философские направления по отношению к процессу познания:
а) гностицизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм.
3. Уровни познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4. Формы познания:
а) чувственное познание;
б) рациональное познание.
5. Основные виды познавательной деятельности:
а) обыденное (житейское) познание;
б) научное познание;
в) философское познание;
г) социальное познание;
д) художественное познание.
6. Основные формы и виды знаний:
а) практическое (производственное, политическое, педагогическое);
б) духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);
в) теоретическое (научное, вненаучное, философское).