ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА /
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

ПОЗНАНИЕ МИРА. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ И МЕТОДЫ. ЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ВИДЫ

Что нужно знать?

ПОЗНАНИЕ МИРА

Познание - это процесс получения новых знаний и информации об окружающем мире.

Познание мира играет важную роль в жизни человека, поскольку оно позволяет ему ориентироваться в окружающей среде, понимать происходящие процессы и принимать обоснованные решения. Кроме того, познание мира является основой для развития науки, техники и культуры, а также способствует формированию мировоззрения и системы ценностей человека.

человек - биосоциальное существо
индивид, индивидуальность, личность

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Чувственное познание является одним из основных способов познания мира. Оно осуществляется через органы чувств и включает в себя такие формы, как ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это простейшая форма чувственного познания, которая представляет собой реакцию организма на воздействие внешнего раздражителя. Например, ощущение тепла, холода, боли и т. д.

Восприятие - это более сложная форма чувственного познания, которая заключается в целостном отражении предметов и явлений в сознании человека. Восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным и т. д.

Представление - это еще более сложная форма чувственного познания, которая связана с сохранением в памяти образов ранее воспринимаемых предметов и явлений. Представление может быть как конкретным (например, образ знакомого лица), так и абстрактным (например, представление о добре или зле).

Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны друг с другом. Чувственное познание предоставляет информацию о конкретных свойствах предметов и явлений, в то время как рациональное познание позволяет обобщать и систематизировать эту информацию, а также выявлять закономерности и причинно-следственные связи.

Например, когда мы видим яблоко, мы можем ощущать его форму, цвет, вкус и запах. Эта информация поступает к нам через органы чувств и является результатом чувственного познания. Затем мы можем использовать эту информацию для того, чтобы сделать вывод о том, что яблоко является фруктом, который можно съесть. Это уже результат рационального познания.

Рациональное познание является важным способом познания мира, и включает в себя три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма рационального познания, которая отражает наиболее общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия выражаются в словах или словосочетаниях, и служат основой для формирования более сложных форм рационального познания. Например, понятие “человек” отражает наиболее общие свойства всех людей, такие как наличие разума, способность к коммуникации и т.д.

Суждение - это форма рационального познания, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждения могут быть истинными или ложными, и могут быть выражены в форме предложений. Например: “Земля вращается вокруг Солнца”, “Человек - разумное существо”.

Умозаключение - это форма рационального познания, в которой из нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключения могут быть дедуктивными (от общего к частному), индуктивными (от частного к общему) и по аналогии (перенос знания с одного объекта на другой). Например:
Посылка 1: Все люди смертны.
Посылка 2: Сократ - человек.

Умозаключение: Сократ смертен.

МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Мышление – это процесс, который позволяет обрабатывать информацию и принимать решения. Оно может быть различных видов, в зависимости от задачи и методов, которые человек используем. Например, логическое мышление используется для решения математических задач, а творческое мышление – для создания новых идей.

Основные методы мышления - индукция и дедукция:использование логической рассуждения на основе общих принципов (дедукция) или на основе предшествующего опыта и наблюдений (индукция);

Некоторые мыслительные операции:
-анализ и синтез: разбиение сложной проблемы на более простые части и последующее их синтезирование в единое решение;
-абстракция и конкретизация: отделение существенной информации от второстепенной (абстракция) или перевод абстрактной информации в конкретные, понятные формы (конкретизация);
-рефлексия и самоанализ: анализ собственных мыслей и решений с целью определения сильных и слабых сторон, а также понимания процесса мышления.

человек - биосоциальное существо
индивид, индивидуальность, личность

ЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ВИДЫ

Знания являются результатом познавательной деятельности человека. Они представляют собой усвоенную и упорядоченную информацию о мире, окружающих нас явлениях и явлениях самого человеческого разума. Знания классифицируются по разным видам, таким как обыденное знание, научное знание, философское знание и другие.

Обыденное знание - это знания в повседневной жизни, которые мы усваиваем благодаря опыту, общению с окружающими людьми и наблюдению за окружающим миром. Они основаны на жизненных наблюдениях и практическом опыте, но обычно не подтверждены строгими фактами или методами исследования. Обыденное знание позволяет нам ориентироваться в жизни, решать простые задачи и принимать повседневные решения.

Научное знание - это знания, полученные с использованием научного метода исследования. Оно основано на строгих исследованиях, экспериментах, наблюдениях и анализе данных. Научное знание подтверждено объективными фактами и используется для объяснения природы явлений и предсказания результатов. Оно представляет собой систематический подход к исследованию мира и позволяет расширить наши знания и понимание окружающей среды.

Философское знание - это знания, связанные с вопросами основных ценностей и принципов, исследованием сути бытия, познания и этики. Философское знание основывается на рассуждениях, диалоге и поиске истинных значений. Оно позволяет нам размышлять о смысле жизни, природе человека и общества, этических принципах и других фундаментальных вопросах.

Кроме того, существуют и другие виды знаний, такие как художественное знание (например, знания в области искусства и дизайна), техническое знание (знания, связанные с различными технологиями и инженерией) и многие другие. Все они играют свою роль в формировании понимания мира и помогают в решении различных задач и проблем.