Новое в образовании
Новости ЕГЭ/ОГЭ
Как выпускники справились с экзаменами?
Этот год оказался очень насыщенным для всех участников основного периода экзамена, которых оказалось порядка 630 тысяч человек.
Экзамен прошел в 87 субъектах РФ, а также в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) в 55 зарубежных странах. Это открывает широкие возможности для тех, кто хочет получить высшее образование и применить свои знания в международных вузах.
По итогам обработки результатов основных дней экзамена, в этом году было заслужено высшее достижение - 7 084 стобалльника. Это невероятное достижение и говорит о том, что уровень подготовки и знаний участников крайне высокий. В этом году, по двум предметам, максимальные 100 баллов удалось получить 456 участникам. Это свидетельствует о том, что они проделали огромную работу и полностью владеют материалом. Восхитительный результат достигли 17 участников, которым удалось получить 100 баллов по трем предметам.
Такие высокие результаты не могут не радовать и вдохновлять. Они свидетельствуют о том, что наши образовательные учреждения и педагоги делают все возможное, чтобы обеспечить ребятам качественное образование и поддержку. Подобные достижения вносят огромный вклад в развитие образования и науки в нашей стране.
Мы поздравляем всех участников экзаменационной кампании с их достижениями и желаем им удачи в дальнейшей учебе и научных исследованиях. Мы уверены, что их яркие результаты станут надежной основой для успешного будущего и достижения высот в различных областях.
На основе данных Рособрнадзора
Поздравляем со сдачей ЕГЭ по обществознанию!
Поздравляем всех выпускников, которые успешно сдали ЕГЭ по обществознанию! Это огромное достижение, которое подтверждает вашу глубокую и всестороннюю подготовку.
Мы знаем, что подготовка к ЕГЭ — это сложный и интенсивный процесс, требующий много усилий и труда. И вот вы справились с ним на высоком уровне, достойно проявив свои знания и навыки!
Экзамен по обществознанию — это не только проверка ваших знаний, но и способность анализировать социальные процессы, проявлять независимое мышление и делать обоснованные выводы. Вы продемонстрировали все эти навыки и теперь готовы к новым горизонтам и вызовам.
Поздравляем вас с отличными результатами по обществознанию! Вы стали настоящими экспертами в этой области и готовы к новым достижениям. Не останавливайтесь на достигнутом, идите дальше, стремитесь к новым знаниям и становитесь лучше каждый день!
Вы каким-то особым образом увидели социальные процессы и сумели их правильно проанализировать. У вас есть яркое будущее, и мы рады быть свидетелями вашего успеха.
Пусть ваша уверенность в себе и ваши знания помогут вам в лицее, университете и в дальнейшей жизни. Пусть эти новые границы откроют вам еще больше возможностей для роста и саморазвития.
Поздравляем еще раз! Вы справились с ЕГЭ по обществознанию и продемонстрировали свои лучшие качества и умения. Не забывайте, что каждое достижение заслуживает восхищения. Удачи вам во всех ваших будущих начинаниях!
Ольга Якушенко
Поздравляем со сдачей ЕГЭ по истории!
Поздравляем всех выпускников с успешной сдачей ЕГЭ по истории! Это огромное достижение, на которое стоит гордиться. Ведь история – это не просто предмет, а ключевая составляющая нашей культуры и нашего народа.
Мы знаем, что подготовка к ЕГЭ – это сложный и ответственный процесс, требующий много усилий и времени. Мы хотим выразить своё восхищение вашим старанием и настойчивостью. Вы смогли преодолеть все трудности, которые возникали на вашем пути, и успешно справились с экзаменом. Это заслуживает самых искренних слов поздравлений!
Мы хотим пожелать вам дальнейших творческих успехов в изучении истории. Пусть эта наука будет для вас не только интересным академическим предметом, но и увлекательным источником знаний о прошлом. История – это не просто сухие факты, но и истории героев, грандиозных событий и неповторимых эпох. Узнавая о них, вы расширяете свой кругозор и погружаетесь в увлекательный мир прошлого.
От всей души желаем вам достичь великих успехов в самых разных сферах жизни. Мы уверены, что ваша успешная сдача ЕГЭ станет отличным фундаментом для дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Будьте уверены в себе, стремитесь к новым вершинам и никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Поздравляем вас еще раз и желаем ярких и увлекательных путешествий в историческое прошлое! Пусть знания, полученные вами на экзамене, станут надежной основой для новых достижений. Пусть ваша любовь и интерес к истории будут бесконечными и помогут вам в достижении самых важных целей в жизни.
Удачи, счастья и радости вам на новом этапе вашей учебной и жизненной деятельности! С глубоким уважением, команда "Новое в образовании".
Ольга Якушенко
Досрочный период (ЕГЭ по истории): что было?
Задания № 9-12
1) «Внешняя политика России в период правления Алексея Михайловича»
2) «Восстание Степана Разина»
3) «Азовские походы Петра I»
4) «Семилетняя война 1756-1763 гг.»
5) «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»
6) «Великая Отечественная война»
7) «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.»
8) «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Задание № 18
1) Назовите три последствия реформы управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва в 1830-х гг.
2) Укажите три причины победы красного движения в Гражданской войне.
3) Укажите три последствия Куликовской битвы.
4) Укажите три причины отказа Александра I от проведения реформ, сворачивания либеральных реформ в 1820-х гг.
5) Укажите три причины кризисных явлений в экономике России в первой четверти XIX века.
Задание № 19
1) «совнархозы»
2) «регент»
3) «дело врачей»
4) «земский собор»
5) «коллективизация»
6) «урочные лета»
Задание № 20
1) Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Екатерины II. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
2) Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в социально-экономической политике Николая I и Александра II. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
3) Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Александра II и Петра I в повышении обороноспособности страны. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
4) Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешнеполитических взглядах большевиков и Временного правительства в 1917 г. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
5) Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях трудовой деятельности в годы военного коммунизма и НЭПа. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Задание № 21
1) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что особенности политического развития Руси и балканских государств в XII-XV вв. оказали влияние на их обороноспособность: один аргумент для балканских государств и один для Руси. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
2) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что религиозный фактор оказывал влияние на внешнюю политику Руси X в. и для Византии XV в.: один аргумент для Руси и один для Византии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
3) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что международные события второй половины XVIII столетия повлияли на международное положение Пруссии и России: один аргумент для Пруссии и один для России. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
4) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что внешнеполитические процессы 1980-1990-х гг. направлены в СССР на миролюбивую политику, а в США на агрессию: один аргумент для США и один для СССР. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
5) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XIX в. политические и социальные факторы повлияли на промышленное развитие России и Великобритании: один аргумент для Великобритании и один для России. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
6) Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что особенности международной обстановки в 1930-1960-е годы способствовали достижениям в освоении космоса СССР и США: один аргумент для США и один для СССР. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Участники экзамена отметили, что подготовка к такому экзамену требует много времени и усилий. Однако, если вы начнете готовиться заранее и будете регулярно повторять материал, то у вас есть все шансы успешно сдать экзамен.
Ольга Якушенко
Досрочный период (ЕГЭ по обществознанию): что было?
Задание № 18
Необходимо было написать три признака следующих понятий:
- «социальная группа»;
- «физическое лицо»;
- «фирма»;
- «массовая культура»;
- «субъект гражданского права»;
- «фондовый рынок»;
- «государство»;
- «деньги»;
- «налог как установленный законом платеж физических и юридических лиц».
Задание № 24
Необходимо было составить сложный план на следующие темы:
- «Политическая система общества»;
- «Сущность фискальной политики»;
- «Безработица как фактор макроэкономической нестабильности»;
- «Предпринимательская деятельность»;
- «Социальный контроль»;
- «Наука».
Задание № 25
Формулировка задания 1
1) Обоснуйте значимость налогообложения для любого государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие функции налогов существуют? (Назовите три любые функции)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 явления приведите по одному примеру, иллюстрирующему, как в РФ реализовывается каждая из функций налогов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Формулировка задания 2
1) Обоснуйте необходимость социального контроля для сохранения традиционных нравственных ценностей в российским обществе (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Назовите три вида социальных норм, регулирующих отношения в малых группах.
3) Для каждой из указанных в пункте 2 нормы приведите по одному примеру, иллюстрирующему, как данная социальная норма регулирует отношения в малых группах(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные нормы.)
Формулировка задания 3
1) Обоснуйте необходимость принятия государственных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения на рынке труда. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие экономические явления представляют собой угрозу снижения доходов населения? (Назовите три любые функции)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 явления приведите по одному примеру, иллюстрирующему, как в РФ государство смягчает эти угрозы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Формулировка задания 4
1) Обоснуйте значимость социально-гуманитарных наук для развития гуманизации современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие методы социально-гуманитарных наук существуют? (Назовите три метода.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Формулировка задания 5
1) Объясните необходимость политического плюрализма и консенсуса в развитии культуры демократического государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какими законными способами, кроме выборов, граждане могут принимать участие в политической жизни? (Назовите три способа)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 способа приведите по одному примеру, иллюстрирующему, их реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Ольга Якушенко
"12 ПУНКТОВ" ИЗМЕНЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
2) Часть тем перейдет в Историю и в «Разговоры о важном».
3) В программе по истории 5 класса появятся такие темы, как:
«Наш дом - Россия. Россия - многонациональная страна. Россия как общий дом. Дружба народов.»
«Язык и история. Русский язык - язык общения и язык возможностей. Русский язык - основа российской культуры. Возможности, которые дает русский язык.»
«Что такое культура. Материальная культура. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.»
«Духовная культура и духовно-нравственные ценности. Религия и культура. Государствообразующие религии России.»
«Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.»
«Семья - базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.»
«Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Моя семья. Выполнение проекта.»
4) В программе по истории 7 класса появятся такие темы, как:
«Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Герои СВО.»
«Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Патриотизм. Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.»
«Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.»
«Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин.»
« Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.»
5) В программе курса «Обществознание» в 9 классе (1 час в неделю) ребята будут изучать такие разделы, как:
«Человек и его социальное окружение», «Гражданин и государство», «Экономика», «Человек в современном изменяющемся мире».
6) В программе курса в 9 класса появятся новые темы:
«Труд и работа, труд и лень. Работа как источник дохода семьи»
«Россия в XXI веке: Россия – цивилизация. Биполярный и однополярный мир. Глобализация и многополярный мир. Справедливый миропорядок. Роль и место России в мировой экономике. Россия в глобальной политике.»
«Передовые рубежи российской науки в XXI в. Государственная поддержка науки. Наука и бизнес. Новые технологии в различных отраслях экономики. Возможности самореализации в науке.»
«Пушкинская карта. Самореализация в творчестве и сфере культуры.»
«Особенности общения в реальном и виртуальном пространстве. Правда и фейк. Информационные воины. Журналистика «факта» и журналистика «мнения». Как стать журналистом. Блогерство.»
«Единый портал государственных и муниципальных услуг – передовая уникальная система предоставления услуг гражданам России. Многофункциональные центры «Мои документы» как форма взаимодействия между гражданами и органами исполнительной власти. Электронное правительство. Маркетплейсы.»
7) В 10 класса предмет «Обществознание» будет изучаться 1 час в неделю, а в 11 классе – 2 часа в неделю.
8) В 10 классе ребята будут изучать такие разделы, как:
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», «Общественные коммуникации».
9) В программе курса в 10 класса появятся новые темы:
«Культурный туризм как способ знакомства с культурой регионов РФ. Всероссийские акции.»
«Историческая память. Исторический календарь, памятные даты и дни воинской славы. Общественные и государственные программы сохранения исторического наследия и возможности участия в них.»
«Возможности самообразования и e-образование. Частное и государственное образование.»
«Человек - носитель культурного кода, хранитель традиционных духовно-нравственных ценностей и успешный в созидательной деятельности Развитие личности и достижение жизненного успеха. Целеполагание и жизненная навигация. Жизненный успех и его критерии.»
« Платежные инструменты для граждан: межбанковский перевод, система быстрых платежей. Цифровой рубль. Денежные переводы вне банков. Мошенничество и социальная инженерия.»
«Социальные сети и социальные мессенджеры. Медиа как средство манипулирования: фейки и дезинформация.»
«Лидеры, идеалы и идолы.»
«Информационное пространство. Информационное право. Право на доступ к информации. Персональные данные: содержание, обработка, защита. Конфиденциальная информация. Правовое регулирование искусственного интеллекта: конфиденциальность, ответственность, технологии «больших данных», этические вопросы. Право в сфере киберспорта и видеоигр. Основы информационной безопасности в цифровой среде. Правила информационной гигиены.»
10) В 11 классе ребята будут изучать такие разделы, как:
«Государство», «Человек в политическом измерении», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации», «Экономическая жизнь общества», «Человек в меняющемся мире: Россия сегодня».
11) В программе курса в 11 класса появятся новые темы:
«Российская национальная экономическая модель. Экономика предложения. Финансовый и технологический суверенитет России. Актуальные задачи экономической политики России: вызовы в области экологии и ответственность бизнеса, ресурсообеспеченность или проблема поколений.»
«Фонд национального благосостояния. Счетная палата Российской Федерации.»
«Госкорпорации как институты развития с особым статусом.»
«Человек в меняющемся мире: Россия сегодня.
Перспективные направления развития промышленности и сельского хозяйства. Зеленая энергетика. Оборонный комплекс. Строительство. Транспорт и дорожное строительство. Государственная политика импортозамещения. Россия как объект туристического притяжения. Цифровые технологии в действии.»
12) К 2025 году будут вновь переписаны учебники и изменено содержание вопросов КИМ ОГЭ и ЕГЭ в соответствии с нововведениями.
Ольга Якушенко
РЕКОМЕНДАЦИИ СОСТАВИТЕЛЕЙ КИМ ЕГЭ-2024 ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1) Внимательно изучите кодификатор, спецификацию и демоверсию ЕГЭ-2024, обращая особое внимание на изменения в заданиях и критериях оценивания.
2) Внимательно читайте и анализируйте формулировки заданий, чтобы понять, что конкретно требуется написать в ответе.
3) Обратить внимание на обновленное задание 24, которое теперь требует составления плана из ТРЕХ пунктов с детализацией в подпунктах.
4) Напомним на ЕГЭ-2024 не будет заданий по следующим темам:
- Достижения современного российского искусства
- Кривая производственных возможностей
- Экономические отношения и экономические интересы. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
- Товары Гиффена и эффект Веблена
- Необратимые издержки, средние и предельные издержки. Эффект масштаба производства
- Денежные агрегаты. Денежная база. Денежный мультипликатор
- Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы
- Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации
- Налоговые льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование.
- Связь между показателями ВВП и ВНП
- Платёжный баланс
- Этнокультурные ценности и традиции. Миграционные процессы в современном мире
- Конформизм
- Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, искусства. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовых сферах. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. Особенности профессиональной деятельности политолога. Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа
- Государственное управление в РФ. Государственная служба и статус государственного служащего
- Законодательство РФ о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения
- Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения
- Стадии гражданского процесса
- Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях
- Стадии уголовного процесса
- Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство
Задания по перечисленным темам появятся на ЕГЭ-2025 года.
5) В Спецификации были добавлены следующие нормативно-правовые акты, которые необходимо использовать при подготовке к ЕГЭ-2024:
Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-
нравственных ценностей»
Указ Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ»
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности РФ»
Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года»
Ольга Якушенко
КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ
Изучение критериев оценивания экзаменационных заданий
Выпускникам необходимо ознакомиться с критериями оценивания, которые указаны в официальных документах ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Они содержат подробную информацию о том, как должны выглядеть развернутые ответы.
Разберите примеры заданий с развернутыми ответами, чтобы выявить образцы правильных решений и особенности их оформления.
Изучение методических рекомендаций ФИПИ
ФИПИ разрабатывает методические рекомендации по выполнению экзаменационных заданий. Ознакомьтесь с такими рекомендациями и предложите их выпускникам для чтения. Обсудите с выпускниками ключевые моменты, указанные в методических рекомендациях, и объясните, почему они важны для успешного написания развернутого ответа.
Пошаговая методика написания развернутого ответа
1) Начните с подробного понимания поставленного вопроса или задания. Помогите выпускникам использовать свои навыки анализа и выделить основные аспекты темы.
2) Разработайте план ответа, в котором определены основные пункты, которые должны быть рассмотрены в развернутом ответе.
3) После этого выпускники могут начать писать ответ, обращая внимание на структуру и языковую грамотность.
4) Советуйте выпускникам использовать аргументы, примеры и обоснования для поддержки своих утверждений.
5) Развивайте навык критического и аналитического мышления, чтобы выпускники могли представлять аргументированную точку зрения.
6) Наконец, помогите выпускникам проверить свои ответы на ошибки и исправьте их или улучшите при необходимости.
Практические упражнения
Предложите выпускникам выполнить практические задания с открытыми вопросами, где они должны будут писать развернутые ответы.
После того, как задания выполнены, проведите их обсуждение, обратите внимание на сильные и слабые стороны каждого ответа.
Дайте индивидуальную обратную связь и предложите рекомендации по улучшению ответов.
Только через систематическую работу выпускники смогут значительно улучшить свои навыки написания развернутых ответов.
Ольга Якушенко
Сетевое издание "Новое в образовании" 12+
Серия Эл № ФС77-82185 от 23 ноября 2021 г.Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель и главный редактор: Якушенко Ольга Александровна
novoevobrazovanii@mail.ru